Вчера взгляд упал на одноименную книжку Ефремова. Я ее очень люблю. Написана она легким и простым слогом, рассказывает о том, что меня интересует. Греция. Эллада. Наверное, мне приятно осознавать, что юг Украины в свое время населяли выходцы из Греции, что в том же Крыму до сих пор еще слышны отголоски колониальных владений греков. Кстати, греческая религия и мифология стали одной из причин, по которой я задержалась при просмотре Галактики. Мне почему-то вполне понятны их молитвы богам Кобола. И я, как и Старбак, пусть только мысленно и ненавязчиво, могу вспомнить, если не Артемиду, так Афродиту точно.
Но здесь я собралась рассказать не о греческой религии в целом, а об одной из знаменательных женщин эллинской культуры - Таис Афинской. Которая в исторических летописях еще известна под именем Фрины.

Итак...Итак… Было это в давние-давние времена, в древней-древней Греции, когда совсем-совсем не было компьютеров, Интернета и сайтов знакомств, и некуда было бедному греку податься, негде было преклонить буйну головушку, дабы развеяться от бранных побед и от философских споров. А так хотелось отдохнуть с милой, душевной и нежной подружкой за хорошим столом, за приятной беседой…
Но – эврика! Греки были бы не греки, если бы выход не был найден. И имя ему – древнегреческие гетеры… Каждая – как сплав прекрасной женственности и красоты, пытливого ума и чертовского обаяния, благородства и одарённости! Эти избранные женщины становились подругами таких же исключительных и избранных мужчин! Такой женщиной была и Таис Афинская (IV век до н. э.), которая, кроме всех вышеперечисленных чисто женских качеств, обладала ещё смелостью и отвагой, достойными воина, была дерзка, щедра и необыкновенно умна.
Веселая, гордая, озорная, отчаянная и, конечно же, красивая, эта женщина блистала, как звезда на небосклоне, затмевая всех остальных гетер. А потому достойным её мог быть только лучший из лучших и могущественнейший человек. И таким человеком – под стать ей – явился для неё сам царь Македонии, Александр Македонский.
Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…
Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.
Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.
– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.
После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его. И пусть это не лучший пример женского влияния, но и он наглядно демонстрирует, как прекрасные женщины во все времена могли вдохновлять и вести за собой!
К сожалению, о ней известно немного. Ефремов в своем романе предоставил довольно яркую картину жизни гетеры. Таис была одной из чтимых граждан мира, зарабатывала на свое содержание, могла позволить себе владеть маленьким домом (по тем меркам это было достоянием). У нее имелась рабыня, упряжка, что тоже говорило о финансовом благополучии гетеры. Таис могла решать, принимать ей приглашение мужчины на вечер или отказать ему. Это была ее воля.
Книга начинается со сцены знакомства афинянки с друзьями Александра Македонского, одним из них был Птолемей, ее будущий муж, а в последствии основатель великой династии, подарившей Египту царицу Клеопатру. С этой встречи и начинается большое путешествие Таис. Правда, сначала она со спартанцами и любимой подругой Эгесихорой, тоже гетерой, отправляется в Египет. Где снова ее сводит судьба с македонцами. Таис путешествует с армией Македонского, развлекает их на сейшенах, при этом хранит верность возлюбленному Птолемею. Но через всю ее жизнь прошла любовь к Александру, недоступному и великому завоевателю. Афинянка понимает, что у полководца просто нет времени на любовные утехи, и пусть Александр был покорен умом и образованностью гетеры, любил беседовать с ней часами, и любовался ее танцами, он никогда так к ней и не прикоснулся. А когда завоеватель женился на царице Роксане, Таис покинула лагерь, отправившись в свое собственное путешествие. В этот раз она хотела познать себя. И лучшего места, чем темные храмы Египта, окутанные тайной, не было. По жизни Таис теряла дорогих ей людей, но никогда не теряла тех черт характера, которые всегда привлекали к ней мужчин.
Гетера родила Птолемею двоих детей: сына и дочь. Но она никогда не была коронованной царицей Египта. И когда Птолемей заговорил о том, что ему необходимо выбрать себе супругу, соответствующую его званию, Таис просто отошла в сторону. Птолемей переживал расставание с любимой, но политика требовал жертв, а Александр верил в лучшего друга, которого назначил наместником Египта. Афинянка грустила, когда умер Македонский. А еще, выросшая в Греции, где политика была одним из главных достояний, она понимала, что руководит Птолемеем.
Почти ничего не известно о том, что произошло с гетерой после отбытия из Египта. Можно предположить, что Таис продолжила путешествие в тайны своей души и магии религии.
Кстати, один из архитекторов, то ли Пракситель, то ли... в общем, с Таис была слеплена скульптура Афродиты. Не удивительно, служительница культа богини стала воплощением ее.
@настроение:
лежачее
@темы:
Очаровательные женщины
А Древним мир вообще моя слабость.
А Древним мир вообще моя слабость.
да, это очень интересно) Когда начала смотреть ЗВ перечитала все еще раз по древним цивилизациям, что дома нашла)