Фильм стал причиной скандала в отечественном кинематографе из-за обилия эротических сцен и морального разложения героев. Скандал раздули, но потом он достаточно быстро стух. Собственно, и нечему было дальше раздуваться, эротика имелось, но до порнухи не дошло, а по поводу лесбийской любви... а дело было совершенно не в ней.
читать дальшеФильм мне не понравился. Вернее, мне не понравился главная героиня, тезка греческой поэтессы. Избалованная американка, дочь богатого папы, у которой съехала крыша. По сюжету фильма молодожены приезжают в медовый месяц на остров Лесбос, где папа арендовал виллу Байрона - интересная параллель, Байрон ведь был уличен в любви к мальчикам. Фил - художник. Его картины не продаются. Да и правильно, хоть и зло, сказала его молодая супруга - он обычный. Был бы не обычным, его бы покупали, а так... да, красиво, но не более. И вот Сафо знакомится при помощи Хелены и ее отца, русского археолога, ведущего на Лесбосе раскопки и изучающего историю Сафо, со своей великой тезкой. Кроме этого Хелена посвящает свою новую подругу в более интимные тайны.
Сафо меняется, она теряет почву под ногами и медленно сходит с ума. Она теряет любящего мужа, теряет и Хелену. Можно, конечно, винить девушку в том, что она все продумала и специально все подстроила, но Хелена и в самом деле сначала была очарована дикостью и непосредственностью американки. А потом влюбилась в Фила. Можно, конечно, заявит о лицемерии, когда в конце фильма шикарная яхта увозит бездыханную Сафо обратно в Штаты, а Фил и Хелена целуются, а нужно ли? Сама Сафо все и разрушила тем, что не смогла найти себя. Да она и не искала и от помощи Фила отбивалась, она сама толкала подругу в объятия мужа. И получила именно это. Современная Сафо закончила так же, как и древняя - бросилась со скалы в море. Только с той разницей, что гречанка сделала это из любви к прекрасному Фаону, не оценившему ее, а современная - из любви к Хелене. Тоже, кстати, как оказалось, неразделенной.
Лесбос овеян легендами и свободой. Не было в Греции ни одного такого свободного места, как этот остров. Здесь женщины чувствовали себя равными, а то и выше мужчин. И не стоит забывать, что Сафо была гетерой, а гетеры воспевали любовь к любому полу, будь то мужчина или женщина. Можно вспомнить и Таис Афинскую, между прочим, очень любившую сначала Эгесихору, потом и другие девушки у нее были. И никто не знает, чем ограничивалась эта любовь. Наверное, это странно от меня прозвучит, но я не вижу в этом ничего предосудительного, что ж, значит, они другие. Хелена сама говорит Сафо, что ее тезка любила, как мужчин, так и женщин, она не делала различий. А вообще, Греция подарила миру нетрадиционные отношения. Именно оттуда и пошел гомосексуализм. Полагаю, во всем была вина слишком насыщенной эротизмом религии. И культ тела. Ни в одной религии не воспевается столько од телу, как в эллинской. Именно эллины стали первыми гомосексуалистами, в обоих полах.
Хелена и ее отец рассказали Сафо легенду, древнюю, о том, что когда-то люди состояли из двух половинок и были единым целым. Им ничего не нужно было кроме этого, они были самодостаточными. Богов это разгневало, ведь люди перестали их чтить, приносить жертвы и подношения. Они ударом молнии разделили всех людей на половинки, раскидали их по миру, и с тех самых пор человек находится в постоянном поиске. Если везет - он находит ту часть, которая была давно утеряна. Если же нет... то он так и остается не цельным. Человек стал несчастным, он начал возносить молитвы высшим существам, а те были и довольны, они снова были в почете. Кстати, эту легенду можно еще было услышать в Ксене, именно ее рассказывала Габриэла раненому Иолаю. Но это, в принципе, не важно. Важно другое - а откуда нам знать, какого пола наша половинка? Этого нигде не написано и не сказано. Только внимательно, я сейчас говорю не о сексуальном притяжении, а о внутреннем мире. Иногда бывает так, что целостность в духовном плане, в плане вашего мышления помогают обрести отнюдь не представили противоположного пола. Но мы загнали это в рамки, такие рамки, что простое держание за руки с подругой вызывает неадекват у кавалеров, наблюдающими за этим. Что простой поцелуй вызывает хихиканье, а признание подруги в любви - язвительные замечания.
Хелена испытывала к Сафо смешанные чувства. Она была очарована непосредственностью и резвостью, дикостью американки, ее смелостью и яркостью. И спокойно относилась к своим чувствам. Да, потом она призналась, что ей нужен мужчина, который даст ей семью и детей. Любовь бывает разная. Но к кому бы вы ее не испытывали - это все равно любовь. Просто не стоит бросаться в крайности и искать в чувствах что-то предосудительное. Это чувства, какая разница, какого пола те, кто охвачены ими?
Что касается именно фильма - актеры, конечно, молодцы, настолько умело сыграть довольно сложные психологические типажи, это особенно касается молодой американки, игравшей Сафо. Как всегда, браво Богдану Ступке, хотя тут у него была статическая роль. И главным для меня было то, что все это снимали в так любимыми мной красотах Крыма. Виллу Байрона снимали в Воронцовском дворце, как и пляжи в Алупке.
Сафо
Фильм стал причиной скандала в отечественном кинематографе из-за обилия эротических сцен и морального разложения героев. Скандал раздули, но потом он достаточно быстро стух. Собственно, и нечему было дальше раздуваться, эротика имелось, но до порнухи не дошло, а по поводу лесбийской любви... а дело было совершенно не в ней.
читать дальше
читать дальше